В России передумали строить Севсиб: карта ЖД-магистрали, которой не будет

Власти говорят, что прокладывать ветку от Нижневартовска до китайского Урумчи дорого и бессмысленно

В России передумали строить Севсиб: карта ЖД-магистрали, которой не будет

В России привыкли мыслить пятилетками и более долгосрочными стратегиями развития, но некоторым из этих планов не суждено сбыться. Доллару по 41, высоким пенсиям на фоне низкой инфляции, доступным путешествиям по всему миру. Теперь на этом кладибще хороших идей появилась свежая могила, в которую ведут рельсы Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Идею ее создания лелеяли еще с начала нулевых, но иногда мечты должны оставаться мечтами.

Идея строительства Севсиба, как и почти любая другая русская идея, поражала своим размахом. Ожидалось, что один участок, протяженностью около двух тысяч километров, пройдет через Нижневартовск, Белый Яр и Усть-Илимск, а второй, Таштагол—Урумчи, откроет новые двери в Китай — на Алтае, аккурат между Казахстаном и Монголией. Проект даже успели включить в пару стратегий: развития железнодорожного транспорта России и социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Сначала за проектирование хотели взяться в 2016 году, но то и дело что-то мешало, и проект отложили до лучших времен, которые должны были наступить после 2020 года. Вот только к обозначенному времени авторы и сторонники проекта подсчитали, что строительство магистрали влетит в копеечку. С другой стороны, траты в перспективе могли окупиться преимуществами, которые давала бы магистраль.

Так, на одной чаше весов оказались солидные траты здесь и сейчас (и на несколько лет вперед), на другой — мифический доход в слабо просматриваемом будущем. Как сообщает «Ъ», Севсиб позволил бы перераспределить нагрузку на Восточном полигоне и соединить Транссиб с Северным морским путем, создав дополнительный транспортный коридор для экспорта угля из Кемеровской области и других регионов Сибири.

Восточный полигон, в свою очередь, это — наиболее востребованная транспортная артерия для перевозки российского сырья на азиатские рынки. Но инвестиционная программа ОАО РЖД сократилась, и о расширении полигона пришлось забыть. Холдингу даже приходится отправлять офисных сотрудников на выходные за их же счет (поговаривают, что на работу люди все равно ходят, но бесплатно), какие уж тут инвестиции.

На фоне этого всего российские власти скептически смотрели на планы протянуть рельсы из Югры в Синьцзян через Горный Алтай. Потому что за время пути собака могла подрасти стоимость претворения столь грандиозного проекта в жизнь добралась до отметки в 50 триллионов рублей и в перспективе могла пробить этот потолок. Так что от проекта, как рассказал журналистам источник, близкий к ситуации, в правительстве решили отказаться. Потому что это дорого и нецелесообразно.

Чтобы понять, насколько дорого и нецелесообразно, достаточно сравнить две цифры: затраты на строительство Севсиба оценены в 50 триллионов рублей, но РЖД в 2026-м готовы инвестировать в это начинание не более триллиона. А вот по будущей железной дороге Якутск–Магадан таких расчетов еще не делали, интересно, какие там будут цифры?

Правильно сделали, что передумали строить Севсиб?

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.