
Пока многие эксперты опасаются, что генеративный искусственный интеллект разрушит традиционное обучение, профессор психологии Джин М. Твендж указывает на более старую и распространённую угрозу.
В то время как педагоги бьют тревогу из-за потенциального вреда генеративного искусственного интеллекта для образования, американский профессор психологии Джин М. Твендж в своей колонке для The New York Times выдвигает другую гипотезу. Она считает, что главная технологическая угроза в школах уже давно находится перед глазами — это обычные ноутбуки и планшеты, которые массово используются учениками.

Твендж, почти десять лет изучающая влияние технологий на обучение и психическое здоровье, связывает повсеместное использование устройств с обвалом результатов стандартизированных тестов у американских учеников в 2023-2024 годах до самых низких показателей за два десятилетия. Эта тенденция носит глобальный характер: в 2022 году 15-летние школьники по всему миру показали исторические минимумы в математике, чтении и естественных науках.
Исследования подтверждают деструктивное влияние гаджетов. Например, работа 2016 года выявила, что студенты Мичиганского университета тратят до 40% учебного времени в аудитории на соцсети, почту и развлекательные видео. Анализ 2018 года показал, что студенты, печатающие конспекты, проваливают экзамены на 75% чаще тех, кто ведёт записи от руки.
В своём собственном исследовании, опубликованном в The Journal of Adolescence, Твендж обнаружила прямую зависимость: успеваемость падала сильнее в тех странах, где школьники больше времени использовали устройства для развлечений прямо на уроках. Яркий пример — Финляндия, где ученики признались, что проводят за играми и другим досугом на гаджетах почти 90 минут в день в школе. Неудивительно, что с 2006 по 2022 год их результаты резко ухудшились. Для сравнения, в Японии школьники тратят на это менее 30 минут, и их академические показатели остаются на стабильно высоком уровне.