«Должно смениться не одно поколение»: Архитектор рассказал о перспективах деревянного строительства в России

Должно смениться не одно поколение: Архитектор рассказал о перспективах деревянного строительства в России

Почему в городах сейчас не строят дома из дерева? Какие ошибки часто совершают заказчики? Что за полвека испортило архитектурный облик Москвы? Об этом и о многом другом рассказал лауреат российских и международных премий в области деревянного зодчества архитектор Тотан Кузембаев.

В разговоре с изданием «Москвич Mag» он рассказал, в частности, что вопреки устоявшемуся мнению пожарные очень хорошо относятся к деревянным домам. Потому что знают: металл сопротивляется огню 20 минут, а твёрдое дерево — два часа. Не говоря уже о пластиковых элементах интерьера. Советский Север когда-то весь был застроен деревянными домами и бараками, и жить в них было комфортнее, чем в бетонных многоэтажках.

Архитектор отметил, что в советское время в больших городах деревянное строительство не велось, несмотря на изобилие материала. Создавались лишь какие-то отдельные знаковые вещи. Например, для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году Константин Мельников построил из дерева павильон СССР. Он произвел настоящий фурор, жюри присудило архитектору гран-при. По словам Кузембаева, он с удовольствием восстановил бы этот парижский павильон для ВДНХ.

По словам специалиста, ранее законодательство запрещало строить высотные дома из дерева, но сейчас законы меняются. Все исследования, на основании которых пишутся законы и строительные регламенты фасадных и деревянных конструкций, проводит ЦНИИСК им. Кучеренко. И вот этот ЦНИИСК недавно согласился, что из дерева можно строить дома в пять, семь и даже девять этажей, главное — соблюсти все специальные технические требования МЧС. Запрет на строительство деревянных многоэтажек снят, отметил архитектор.

Но пока никто ничего высотного из дерева не построил, хотя теоретическая возможность строить в Москве и других крупных городах многоэтажные деревянные дома уже есть, процесс запущен,

— отметил Кузембаев.

По его словам, речь идёт не только о жилье. Например, в Красноярске недавно построили отличный стадион «Енисей» с самой большой в России деревянной пролётно-арочной конструкцией шириной почти 100 метров. В прошлом году открылся деревянный павильон проката на горнолыжном курорте в Альметьевске. 

Пока не сменится поколение, не видать нам деревянных многоэтажек,

— считает архитектор.

По его словам, сейчас в секторе частного строительства большинство заказчиков хотят именно деревянные дома — это экологично, возобновляемый ресурс, меньше углеродный след и приятно жить. Но чтобы в России оценили дерево как строительный материал, должно пройти несколько поколений.

Специалист назвал самую распространённую ошибку заказчика. Это, по его мнению, недоверие к архитектору. Если в Европе человек пришел к архитектору, то он ему доверяет и не вмешивается в работу. А в России все лезут с советами: жены очень любят учить дизайну, а мужья пытаются на мелочах сэкономить, но в итоге все выходит еще дороже.

Сам Кузембаев очень хотел бы посторить в Москве красивое общественное здание из дерева, например музей деревянного зодчества где-нибудь в центре. Но, к сожалению, центр города весь уже поделен девелоперами, со стороны туда так просто не зайти.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.